«Порт Усть-Луга — один из самых крупных в России
инфраструктурных проектов европейского масштаба». В.В.Путин
Тел/факс: +7 (812) 401-60-88

Как стивидорные компании могут сократить издержки в текущих условиях?

Источник: Гудок

Олег Дехтярь, заместитель генерального директора по коммерческой работе ОАО «Морской порт Усть-Луга»:
– Пожалуй, самый эффективный из известных способов снижения издержек – повышение производительности погрузочно-
разгрузочных операций за счёт внедрения передовых технологий. К сожалению, в России технологически актуальное оборудование не производится, именно поэтому стивидорные компании вынуждены привязывать свои тарифы к валюте из-за покупок за рубежом. Пространство для манёвра в нынешнее время определяется финансовыми возможностями компании и доступностью кредитов. План по снижению издержек у нашей компании, конечно, есть – нам предстоит освоить примерно половину от имеющейся в нашем распоряжении территории. Часть уже осваивается, а чёткое планирование и привязки к грузопотоку обеспечат эффективность инвестиций.

 Семён Резер, президент НП «Гильдия экспедиторов»:
– На мой взгляд, у стивидорных компаний та же проблема, что и у операторов, – понятие «стивидор», а также их права и обязанности никак не закреплены в законодательстве. Когда мы строили рынок, на это можно было закрыть глаза, но прошло уже более десяти лет, пора восполнить этот пробел в нормативно-правовой базе. В свою очередь, это позволит компаниям более эффективно (в том числе с экономической точки зрения) выстраивать взаимодействие с транспортными компаниями. Стивидорам, да и вообще любым игрокам рынка сейчас нельзя вариться в собственном соку, необходимо совершенствовать сотрудничество с коллегами – железнодорожниками, автомобильными перевозчиками. Грамотное взаимодействие с другими участниками транспортного рынка позволит в итоге экономить, сокращать издержки. Кроме того, кризисные условия обострили ситуацию – тем внимательнее надо относиться ко всем существующим в отрасли недочётам, тем более важную роль они могут сыграть в процессе.

Карен Степаньян, первый заместитель генерального директора ПАО «Совфрахт» по морским перевозкам:
– Анализируя рыночную конъюнктуру, мы видим, что на сегодня большинство стивидорных компаний и так максимально оптимизировали свои издержки под влиянием кризисных явлений в экономике и обострившейся конкуренции. Дальнейшее сокращение издержек приведёт к снижению эффективности и потере рентабельности. Оптимальное решение для стивидорных компаний в нынешних условиях – поиск и заключение фиксированных контрактов под гарантированный объём грузов/работ.

Надежда Малышева, директор по развитию ИАА «ПортНьюс»:
– В первую очередь необходимо оптимизировать взаимодействие с железной дорогой – поломка грузовых вагонов является одной из основных причин издержек. Возможно, стоит усовершенствовать систему взаимодействия с этим видом транспорта. Более крупные компании могут себе позволить направлять долгосрочные инвестиции на внедрение современных технологий погрузки-разгрузки – как при работе с железной дорогой, так и с морским транспортом. Эти достаточно крупные вложения (а предкризисное время – лучшее для инвестиций в инфраструктуру) в дальнейшем позволят минимизировать затраты стивидорных компаний. Также есть смысл в выводе на аутсорсинг отдельных видов деятельности. Это могут быть какие-то вспомогательные работы, например охрана, уборка территории, а в некоторых случаях – и складская логистика. Если терминал небольшой, можно на стороне заказать определённое технологическое решение, которое будет следить за движением грузов внутри терминала. А ещё снизить издержки очень помог бы доступ к дешёвым деньгам, но это уже вопрос не к самим стивидорным компаниям, а к банковскому сектору и государству, возможно, через определённые программы поддержки бизнеса. Крайне важно, чтобы в стране действовала предсказуемая долгосрочная государственная политика. Сейчас ФАС России требует пересмотреть арендные договоры, пугает предпринимателей крупными штрафами, введением дополнительной отчётности, не свойственными данной отрасли, – всё это накладывает дополнительную нагрузку на стивидоров и мешает притоку инвестиций. Сложно планировать капитальные вложения, если в любой момент могут быть пересмотрены арендные платежи, и отнюдь не в пользу стивидоров. Если бы участие регуляторов в бизнес-процессах было более предсказуемым, это бы существенно упростило вопрос снижения издержек.